Игра Го и го-сообщество

Аккумулятор новостей го-сообщества клуба Территория

Игра Го и го-сообщество header image 2

Ранняя история игры Го (кит. название - Вейцы или Вей Чи)

21 Август 2012 · Нет комментариев

Император Яо, - изобретатель игры Го, по одной из легенд.Никто не знает точно когда появилась игра Го. По легенде, Император Яо (2357-2255 до нашей эры) создал Го для того чтобы дать образование своему сыну Дан Жу. Было также записано, что сын следующего императора Шуня, - Шанг Джун не был достаточно умён и Шунь (2255-2205 до нашей эры) придумал игру Го, чтобы обучить его. Британская энциклопедия говорит, что Го было изобретено в Китае в 2306-ом году до нашей эры. Американская энциклопедия говорит о 2300-ом годе. В древней литературе, в трудах Жуо Жуана, Лун Йу и Менг Зи, упоминается “Йи”, древнее слово обозначающее вейчи. Йи стало официальным названием для Вейчи в течении династии Хань (Примерно во времена Христа, две тысячи лет назад). Ху Шен писал в Шуо Вен, “Йи - это Вей Чи”. Янг Ксионг писал в Фанг Ян, “Вей Чи известно как Йи, люди от Гуан Донга до Ки Лу называют эту игру Йи”. В древнем Китайском языке не естественно заменять слово из одного звука (Йи) на составное слово (Вей Чи). Но Вей Чи это исключение, потому что слово Вей значит окружать и даёт хорошее описание игры. Окружение, - это ключевой элемент игры Вей Чи (игры Го). Из этого мы можем понять почему Вей Чи заменило Йи и стало официальным названием игры.

Вейчи (игра Го) в древнем Китае

Самое раннее упоминание о Вей Чи (игре Го) в истории было в 25-ом году Ксианг Гонга в Жуо Жуань. В 559 году до нашей эры (в течении династии Донгжоу) , чиновник Шу И использовал идиому из игры Вей Чи для описания человека, который не может собраться с мыслями. Фраза “Джу Ои Бу Динг” стала известной идиомой (эта фраза означает человек, который берёт камень и не знает куда сделать ход).

В “Гао Зи из Менг Зи” записана история о Йи Ойу, лучшем игроке в Жан Гуо, который обучал своих двух учеников играть в Вей Чи. Один из них обращал большое внимание на игру, а другой фантазировал и представлял как кондор летит мимо окна, а этот ученик стрелял в него из лука. Несмотря на то, что у обоих был один учитель, их прогресс в учёбе различался очень сильно. Менг Джи объяснял это не отстутствием интеллекта, а тем что даже такая простая игра как Вей Чи, требует полного внимания.

Вей Чи во время династии Хань

В течении династии Ксихань, популярность Вей Чи росла. Основатель династии Ксихань, император Лиу Банг был описан играющим в Вей Чи и наслаждающимся цветами со своей наложницей Ои, в “Кси Джинг За Джи”. К сожалению, осталось очень мало таких историй. Большинство людей из высшего общества в то время критиковали Вей Чи за то, что оно привязывало людей к себе. Например, в “Хань Шу”, Джиа Йи описал Вей Чи как неприятность из-за его “наркотических” свойств. Ши Йоу из “Джи джи Пиан” также критиковал игроков в Вей Чи и Любо, так как считал их легкомысленными. В “Сан Пу Хуанг Ту”, было написано, что в Вей Чи играли в дворце Хань и предсказывали с его помощью судьбу, считалость что победитель будет здоров и богат весь следующий год, а проигравший будет больным и бедным. Во время династии Ксихан большинство людей относило Вей Чи к той же группе игр, что и Любо и считали их азартными играми на везение. Это сильно вредило репутации Вей Чи на протяжении многих лет.

Некоторые ученые из династии Донгхан пытались дать Вей Чи доброе имя, обращая внимание в первую очередь на теорию и стратегию игры. Один из таких примеров является “Йу Жи” Бан Гу, в которой впервые описываются основы Вей Чи, вместе с различиями между Вей Чи и Любо, различные варианты Вей Чи и как теория Вей Чи совпадает с учением Конфуция. По древней Китайской традиции, всё должно совпадать с учением о Дао, так как иначе не может быть верным. С помощью “Йу жи”, которая пыталась изменить мнение о Вей Чи, игра стала еще популярней. “Ксин Лун” написанная Хен Таном и “Джинг Жи Зи” Суи Су пошли дальше, утверждая что Вей Чи игра военных стратагем. Ма Йонг также писал в “Вей Чи Фу”: “Вей Чи игра военного развёртывания с трёх футовой доской представляющей поле боя”. Это помогло повысить социальный статус Вей Чи (игры Го), подчёркивая научный и практические аспекты игры. Интересным является отрывок из “Ксин Лун” о теории Вей Чи. В нём говорится: “Первоклассный игрок берёт контроль над всей доской и побеждает без борьбы; средний игрок разрезает и атакует, делая игру непредсказуемой; слабый игрок защищает углы и стороны и пытается строить жизнь пассивно”. Эти постулаты Вей Чи актуальны и через две тысячи лет.

Одна из причин по которым учёные династии Донгхан отвергали Вей Чи была в том, что считалось, что цель игры в обмане противника для достижения победы. Это противоречило учению Конфуция, в котором человек должен тяжело трудиться для достижения успеха. Хуанг Ксиан писал в “Джи Лун”: “Секрет победы в Вей Чи, это хитрость, тот кто не может обмануть оппонента проигрывает, хитрость в Вей Чи в том, чтобы оппонент не узнал настоящий твой план. Всё в этом мире, это хитрость!” Хитрость требует ума и в этом основное различие между Вей Чи и Любо (которая требует удачи). Слова Хуанга привели к пониманию различия между Вей Чи и Любо.

Между временем Донгхан и периодом Троецарствия, популярность Вей Чи (игры Го) очень быстро росла. Вей Чи потеряла свой плохой образ и стала игрой военных стратагем. Мир это хаотичная игра Го (Вей Чи), и в нём бесконечное число партий, которые происходят на доске под названием земля. Много таких случаев записано в истории.

Вей Чи во время трёх королевств

Королевство Вей – Као Као был великим игроком в Го (Вей Чи) во время Трёх Королевств и даже был равен таким великим игрокам как Шан Зидао, Гуо Кай и Ванг Джиужен. Недавно раскопали гробницу деда Као Као, - Као Тенга и в ней нашли набор камней Вей Чи из гальки. Из этого следует, что семья Као играла в Вей Чи на протяжении нескольких поколений. У Као Као было двадцать пять сыновей и среди них Као Пи и Као Жанг были известны как игроки в Вей Чи, первый сильнее чем второй.

Королевство Шу – Многие высокопоставленные военные играли в Вей Чи. Например Генерал Гуан Йу известен тем, что играл в Вей Чи во время операции на руке. Генерал Фей Вей использовал Вей Чи для изучения и прогнозирования военных сражений.

В Королевстве Ву, Вей Чи было очень распространено. Первая сохранившаяся запись игры пришла к нам оттуда и известна как диаграмма Ву. Эта партия была проведена между Сан Ке и Лу Фанем на доске 19×19. В одном из произведений того времени говорится о принце Суне, который критикует Вей Чи. Он говорит о том, что Вей Чи оказывает плохое влияние на высших сановников. “В использовании Вей Чи, как военной стратагемы, нет мудрости Королевства Ву. В исследовании Вей Чи, как теории Дао, нет такой глубины как в Конфуцианстве. Признавая игру хитростью, мы не предполагаем, что в неё будет играть человек заслуживающий доверия. Видя в игре элементы грабежа, мы не предполагаем, что честный человек будет этим заниматься”.

Вей Чи во время династии Дзин

Известно, что первый император династии Дзин, Сима Ян, был большим любителем Вей Чи. Это помогает пролить свет на популярность игры в то время. Однажды, в 279 году нашей эры, генерал Ду Йу посоветовал императору атаковать Королевство Ву и показал как быстрая атака может принести конец Ву при помощи игры в Вей Чи. В результате, Королевство Ву было уничтожено.

Источник

В записи нет меток.

Связанные записи

Тэги: Игра Го · Клуб Го Территория · Новости · События · Школа Го

Нет комментариев к ↓

  • Комментариев нет

Оставить комментарий

*
Для защиты от автоматических спам-роботов, требуется обязательный ввод слова с картинки.
Анти-спам защита - введите слово с картинки